Управление сроками

Май

ПРОШЛОЕ И БУДУЩЕЕ ЛЕГЕНДАРНОГО ЗАВОДА ИМ. ЛИХАЧЕВА

Завод основан в 1916 году в рамках правительственной программы создания в России автомобильной промышленности.

В рамках этой программы предполагалось построить в России шесть новых автомобильных заводов. За постройку одного из них брался торговый дом «Кузнецов, Рябушинские». В соответствии с договором, планировалось развернуть на заводе производство лицензионного 1,5-тонного грузовика FIAT 15 Ter образца 1915 года. На строительство завода был выдан аванс 11 156 250 руб. в счёт будущих поставок, из них 8,1 млн в иностранной валюте для закупки за границей оборудования и автоматериалов.

Из-за революций 1917 года, инфляции, высоких процентных ставок по кредитам, и наконец, из-за коллапса транспортной системы страны, строительство ни одного из перечисленных заводов завершено не было. На конец 1917 года готовность завода составляла, по разным оценкам, от 2/3 до 3/4.

С 1919 года по 1923 год «ЗиЛ» занимался в основном ремонтом автомобилей и производством моторов.

Первый полуторатонный грузовик АМО-Ф-15 был собран в ночь на 1 ноября 1924 года.

Однако стоимость машины, содержавшей большое количество деталей из цветных металлов и изготавливавшейся кустарными методами, была непомерно велика: в 1927/28 годах себестоимость АМО-Ф-15 составляла 8500 рублей. Да и масштабы стапельного производства были совершенно неудовлетворительными для страны, разворачивавшей индустриализацию.

В 1925 году завод АМО переименован в 1-й Государственный автомобильный завод. В 1927 году директором был назначен И. А. Лихачёв.

В 1928 году назрела неотложная необходимость полной реконструкции завода и перехода на совершенно новую модель грузового автомобиля. После завершения реконструкции предприятия (до 100 000 автомобилей в год) на конвейер в массовую серию вышел легендарный в будущем грузовик ЗИС-5.

Из небольшого завода вырос гигант, в 1931 году Лихачёв так сказал по поводу совершённой реконструкции: «Мы фактически пришили пальто к пуговице».

3 ноября 1936 года на производство поступил ЗИС-101 — первый легковой автомобиль Московского автозавода. Спустя два года с конвейера сошла 5-тысячная машина.

К 1940 году на ЗИСе работало почти 40 тысяч человек. Выпущено 55928 автомобилей и 1209 автобусов.

С началом войны, как и многие автопредприятия СССР, ЗИС начал исполнять военные заказы. С первых месяцев завод стал изготавливать различные инструменты, штампы для производства вооружения и боеприпасов, литье для танковых заводов, мотоциклетные моторы М-72, боеприпасы, шлемы, лопаты и многое другое.

7 июля 1941 года, дабы освободить мощности был прекращен выпуск ЗИС-101.

В октябре того же года началась частичная эвакуация автозавода в тыл, выпуск грузовых автомобилей приостановлен. 14 октября первая партия оборудования и специалистов отправилась в Ульяновск.

В июне 1942 года Московский автозавод вновь запустил производство грузовиков. Однако трудности военного времени и эвакуация оборудования, не позволили восстановить выпуск ЗИС-5 в довоенном исполнении. В результате завод освоил упрощенный ЗИС-5В с деревянной кабиной, одной фарой и тормозами только на задней оси.

В июле 1943 года на заводе восстановили производство автомобильных двигателей.

16 сентября 1945 года МосЗИС официально был переведен в нормальный режим рабочего времени. За годы войны завод собрал около 70 тысяч грузовиков ЗИС-5В и 49 тысяч импортных автомобилей.

30 октября 1947 года состоялся выпуск пробной партии грузовиков ЗИС-150. Машина во многих отношениях стала огромным шагом по сравнению с ЗИС-5. Она имела просторную кабину, увеличенную до 4 тонн грузоподъемностью и мощный 90-сильным мотор. В целом грузовик получился довольно удачным и выпускался почти 10 лет.

1 июля 1958 года завод освоил производство ЗИЛ-157. Этот трехосный грузовик качественно превосходил ЗИС-151 в плане проходимости.

В сентябре 1962 года завод приступил к выпуску ЗИЛ-130. Машина получилась во многом удачной и для своего времени вполне современной. 130 стал настоящим долгожителем, на ЗИЛе его выпускали вплоть до 1994 года! А по количеству выпущенных грузовиков он стал третьим в истории СССР. Себестоимость ЗИЛ-130 в 1981 году составила 3126 руб., ЗИЛ-131 — 5349 руб, а ЗИЛ-133ГЯ — 11560 руб. Для сравнения зарплата рабочего в то же время составляла 190-210 руб.

16 ноября 1967 года выходит судьбоносное для ЗИЛ постановление Совмина и ЦК КПСС. Согласно ему, заводу требовалось создать и испытать совершенно новый грузовик для Камского автомобильного завода. При выполнении этого задания было задействовано 1,5 тысячи человек, из них 430 конструкторов. Работа велась на протяжении 10 лет, а результатом ее стало создание целого семейства крупнотоннажных грузовых автомобилей КамАЗ.

В январе 1986 завод перешел на выпуск ЗИЛ-431410 (дальнейшая модернизация ЗИЛ-130). Под капотом новой машины находился ЗИЛ-508.10 — мотор с увеличенной степенью сжатия (7,1) и новой ГБЦ.

Развал СССР завод встретил не в лучшем состоянии. План по массовому выпуску дизельного ЗИЛ-4331 реализовать так и не удалось.

1 июня 1992 года вышло постановление РФ о приватизации завода, а 23 сентября зарегистрировано акционерное общество АМО ЗИЛ. Акции завода распределили следующим образом: 40% отводилось трудовому коллективу, 60% Фонду имущества Москвы.

С начала 90-х завод вел разработку малотоннажного грузовика, а в 1996 году развернулось его массовое производство. Трехтонный ЗИЛ-5301 фактически стал последним грузовиком Московского автозавода.

В 1996 году на заводе работало 54 тыс. человек и было выпущено всего 8885 автомобилей. Для сравнения еще в 1987 году ЗИЛ ежегодно выпускал 210 тыс. автомобилей при вдове большем штате работников.

В 1999 году задолженность АМО ЗИЛ увеличилась на 2740 млн. рублей и составила 7808 млн. руб. При этом в тот год завод заработал 3736 млн. руб.

Каждый последующий год характеризовался спадом производства. В 2004 году завод реализовал 13 тыс. машин, в 2005-ом 7 тыс., в 2008-ом 4600, а в 2010-ом только 1600.

В конце 2012 правительством Москвы было принято решение о сохранении производства на южной площадке завода, площадью 50 га (вся территория завода в 2012 году занимала 300 га), остальные площади будут заняты под технопарк и строительство жилых зданий. В сентябре 2016 года Завод имени Лихачева выпустил последний в своей истории грузовой автомобиль. Им оказался грузовик модели ЗиЛ 43276Т. В декабре он был продан трамвайному парку Казани.

После остановки АМО ЗИЛ продолжал свою деятельность МСЦ 6 (цех по сборке представительских лимузинов). В 2015 году он стал независимым ООО «МСЦ6 АМОЗИЛ», которое на арендованных площадях цеха продолжало осуществлять ремонт и реставрацию легковых автомобилей, а также осуществлять сборку новых лимузинов из имеющихся запасов деталей. По состоянию на 100-летие завода (2 августа 2016 года) МСЦ 6 АМОЗИЛ оставался последним живым осколком ЗИЛа по полноценному производству автомобилей в сборе. В 2019 году ООО «МСЦ6 АМОЗИЛ» было официально ликвидировано. В 2020 году корпус МСЦ 6 был снесён, а оставшееся оборудование вывезено в Подмосковье.

В сентябре 2019 года промежуточные итоги реорганизации бывшей промзоны «ЗИЛ» подвёл Заместитель мэра Москвы. По его словам, к настоящему моменту на «ЗИЛе» построили 400 тысяч квадратных метров жилья, ледовый дворец «Парк легенд», музей, автомобильный центр, офисы и еще целый ряд коммерческих объектов.

Новый ЗИЛ расположится на территории площадью 4 га возле ТТК в районе Автозаводской. Его планируют ввести в эксплуатацию в 2023 году. Проект обещает быть масштабным: он создаст более 1,1 тыс. рабочих мест, а в его реализацию инвестор вложит не менее 4 млрд рублей.

Мероприятия июня

2-3 июня 2021

Юбилейная Международная Конференция по управлению проектами 2021

На сайт

15-18 июня 2021

Международная Конференция HxGN LIVE Global 2021, Лас-Вегас, США

Подробнее

21-23 июня 2021

AACE International Conference & Expo-2021, Westin Boston Waterfront, Boston, Massachusetts, USA (Бостон, США)

Подробнее

24 июня 2021

Применение системы управления проектами Powerproject на российских и зарубежных проектах

Подробнее


Связаться с нами: +7 (495) 232-1100

Нужна помощь? Пишите нам!

Email: event@pmsoft.ru